Особый ребёнок.
Консультация для родителей.
«Эмоциональное благополучие в семье и взаимодействие родителей
со своим особым ребёнком»
Психолог: Жузбаева М.С.
Для большинства родителей рождение ребѐнка с детским церебральным параличом является тяжѐлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребѐнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для еѐ успешного функционирования.
Зачастую, развитие ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально - волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищѐнности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребѐнка в ограниченном пространстве ведѐт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребѐнка страдают коммуникативные способности, обуславливающие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребѐнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте, депрессию.
Уважаемые родители, Ваш ребѐнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Существуют некоторые принципы организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребѐнком.
- Активность и самостоятельность ребѐнка
Родитель обязан помочь ребѐнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное — смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности — Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребѐнка, придаст ему силы и мужество.
- Постоянная упорная тренировка каждый день. Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребѐнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача — развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребѐнком всѐ более сложные цели. Каждая уступка лени — это предательство своего ребѐнка.
- Сознательная беспомощность родителей.
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребѐнка и готовы что - то сделать за него — Вы жалеете не его, а себя!
Если Вы сделали что- то за ребѐнка — Вы отняли у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребѐнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Важная цель — сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребѐнка.
- Безусловное принятие ребѐнка и его дефекта родителями
Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребѐнка. Реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребѐнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.
Помните! Гармоничное личностное развитие ребѐнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребѐнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребѐнка. Главным принципом общения родителей с ребѐнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».
Советы родителям
- Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
·Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
·Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
- Организуйтесвойбыттак,чтобыниктов семьенечувствовалсебя
«жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
·Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
·Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.
·Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
·Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
- Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
- Чаще прибегайте к советам специалистов.
·Больше читайте, и не только педагогическую, но и художественную литературу.
·Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
·Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Больному ребѐнку необходимо то же самое, что и здоровому,
и Вы в состоянии дать ему то, в чѐм он нуждается больше всего
— осмысленную заботу и Вашу любовь.